С детства дружбой дорожить
Цель: - формировать у учащихся понятие «Дружба», учить слушать, понимать и помогать друг другу;
- развивать умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, развивать творческие способности;
- воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Ход занятия:
I. Оргмомент:
Дети, сегодня у нас необычное занятие, так как у нас присутствуют гости.
Я желаю вам хорошего настроения и удачного дня. Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)
Посмотрите пожалуйста на гостей и улыбнитесь. Давайте поздороваемся с гостями.
II. Вступительное слово:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий от нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие!
- О чем мы будем говорить сегодня? (о дружбе)
Правильно, мы сегодня будем говорить о дружбе. И тема нашего мероприятия «С детства дружбой дорожи» А теперь ребята, мы отправимся в путешествие в страну под названием «Дружба». Но в этой стране есть препятствия, которые мы должны преодолеть. В путешествие мы с вами отправимся на поезде. Взялись за руки и поехали.(звучит музыка)
На пути у нас станция «Дружба»
- а как вы понимаете слово «Дружба» (ответы детей)
А теперь послушайте толкование слова «Дружба» в словаре Ожегова
«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
А вот как понимает слово «дружба» наш ровесник.
Ученица читает стихотворение «Дружба».
Что такое дружба? Спросила я у птицы.
- Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: - Что такое дружба?
- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, вместе все играют.
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель. Ребята, а кого мы можем назвать другом?
Ученики.
- Друг- это интересная книга, которую читаешь.
- Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.
- Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
- Друзья – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.
- Друг – это мой непослушный щенок.
Хорошо, молодцы, а мы отлравляемся дальше (звучит музыка)
И вот мы приближаемся к водопаду пословиц.
«Водопад пословиц»
Чтобы пройти это препятствие, вам надо найти продолжение пословици.
Нет друга – ищи, ………….(а нашёл – береги).
Не имей сто рублей,…….. (а имей сто друзей).
Человек без друзей,…….. (что дерево без корней)
Старый друг лучше ……….(новых двух)
Друга нет – ищи, а найдёшь - …..(береги)
Человек без друга – ( что еда без соли)
Молодцы ребята, с этим препятствием вы справились. Обычно говорят друг познаётся в беде. А как ведут себя тогда, когда у друга не беда, а радость?
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея.
Что помогли когда-то мне.
- На что жалуется герой? (что друзья ему завидовали).А наше путешествие продолжается (звучит музыка)
И вот мы с вами оказались у «горы зависти»
Чтобы преодолеть эту гору, надо выполнить задание. В конвертах дано описание разных ситуаций. Каждой группе отдельная ситуация. Подумайте и скажите, как вы в ней поступите?
1 ситуация: Вашему другу купили диск с интересным фильмом. Он поделился этой радостью с вами. Как вы поступите?
2 ситуация: Друг долго тренировался и в соревнованиях занял первое место. Он очень рад и рассказывает об этом вам. Как вы поступите?
3 ситуация: Ваш друг решил стать отличником. Он занимался долго и упорно и в конце года у него были все пятерки. Как вы поступите в ответ на его радость?
Какой сделаем вывод? ( Необходимо не только спасать друга из беды, но и уметь радоваться его удачам и успехам.)
Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей, которые завидуют
никогда не будет друзей.
А иногда про дружбу говорят “Водой не разольешь”, послушайте стихотворение Б. Заходера “Мы – друзья”.
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе...
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
- Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу. А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (звучит музыка) И впереди у нас отдых.
Физкультминутка
-А мы отправляемся дальше (звучит музыка)
-Смотрите, погода испортилась, солнышко затянули тучи. Прочитайте, что может разрушить дружбу, когда твой друг тебе завидует.
- обида
- жадность
- насмешки
- Чтобы разогнать тучи, надо выбрать такие качества, которыми обладает настоящий друг (в группах): Слова есть у вас на партах.
-верный
-честный
-завистливый
-заботливый
-ехидный
-бескорыстный
-жадный
-добрый
-благородный
вредный
злой
- Итог: давайте зачитаем, какой получился портрет настоящего друга (тучи исчезают). Эти слова записаны на лепестках цветка, сердцевина которого прикреплена на доске. Так давайте же соберём цветок «дружбы»
- Хотите добавить что-нибудь? (дети зачитывают стихи)
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть тебе сосед разорвал штанишки,
Поломал твой табурет и порвал две книжки?
Может он и сам не рад, что так получилось? -
Столько шалостей подряд, у него случилось.
Ты заплачешь, закричишь, застучишь ногами
И, конечно, побежишь жаловаться маме….
А, давай его простим, никому не скажем,
Даже и не загрустим, вида не покажем.
Вам же по соседству жить -
Значит, надобно дружить!
Разве это дружба, если кто-то
Примеры дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять задания,
Подарить заботу и внимание.
Давайте будем мы дружить
И нашей дружбой дорожить.
В беде друг друга выручать,
Друг другу тайны доверять.
И если рядом друг со мной
Я за него стою горой.
Со мной не будет друг скучать,
Я буду вместе с ним играть.
Как хорошо, что есть друзья!
Без дружбы в мире жить нельзя.
Песня «Настоящий друг»
А наше путешествие продолжается (звучит музыка)
- Вот мы и оказались в сказочной стране «Верных друзей».
- Назовите сказочных героев, которых можно назвать верными друзьями. Я начну, а вы продолжайте:
Малыш и ……………………..Карлсон
Вини-Пух и…………………...Пятачок
Чиполлино и ….Вишенка, Земляничка
Крокодил Гена и…. ……...Чебурашка
Белоснежка и …………….….7 гномов
Кай и ………..Герда
Буратино и ………………..Мальвина
- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел).
-И живут они по таким законам: Я думаю, что эти законы касаются не только сказочных героев, но и нас с вами. (дети читают и прикрепляют)
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.Не обманывай друга.
6.Не предавай друга.
7.Относись к другу как к себе.
8.Доверяй другу.
9.Всегда выполняй свои обещания.
10.Умей хранить чужие секреты.
ПЕСНЯ «Дружба» (Если друг не смеётся)
А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать вопросы-высказывания. Если вы с ними согласны, то говорите «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, значит топаем ногами
Ига «Это я, это я, это все мои друзья»
- Помнит кто из вас друзья, что без друзей прожить нельзя?
- Кто друзей так много знает, что имена их забывает?
- Знает кто из вас, друзья, что обижать друзей нельзя?
- Есть ли среди вас такой, кто от друзей летит стрелой?
- Есть ли среди вас таков, Кто каждый день дружить готов?
- В школу ходит кто не зря, в классе у кого друзья?
IV. Итог занятия:
-Таким образом, мы сегодня доказали, что настоящий друг познается не только в беде, но и в радости.
Дружба в радости и дружба в горе,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Учитель. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Ребята, сегодня мы с вами прошли все испытания в стране «Дружба». И пора возвращаться в класс. Во время нашего мероприятия вам приходилось испытывать разные чувства. Перед вами лежат цветы разного цвета и тучки. Если вам понравилось , если вы испытывали чувство радости, удовлетворения, то выберите любой цветок. А если вам было скучно, или же что то не понравилось, берите тучку . А сейчас давайте украсим ими поляну «Дружбы» (Дети прикрепляют цветы на поляну)
Песня «Детство»
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь!
(Звучит песня «Чему учат в школе» и дети уходят)